Category: Личность

Фигура боксера-тяжеловеса,седой ежик на голове,широко распахнутые голубые глаза,выражение лица скорее суровое.Он взбирается по ступенькам пешеходного моста над станцией Лось наперекор правилам движения:левой рукой держится за перила,в правой-костыль.Спускающиеся навстречу бабки с тележками чертыхаются:"Куда прешь!,"Нахал!" Но он не слышит и не видит.Сегодня он идет с сопровождающим.А был бы один,на груди висела бы табличка:"Меня зовут Александр Васильевич Суворов.Я-слепой и глухой.Если хотите что то мне сказать,рисуйте на моей ладони пальцем печатные буквы-я вас пойму". Александр Суворов- единственный в России слепоглухой доктор психологических наук.

-------------

интерьвью журналиста Сергея Феклюнина с Александром Суворовым...

 Нас так долго учили,что говорить надо не "инвалид",а "человек с ограниченными возможностями".А вы против такой формулировки.Как же,по-вашему,называть таких людей?

А так и называть-инвалидами.Незачем впадать в ложную деликатность.А то хотят поделикатничать,а на самом деле обижают.Раз мы люди с ограниченными возможностями,вы,выходит,с неограниченными?Кто здесь всемогущий?Давно хотел поручкаться с Господом Богом.

 В одной из ваших книг прочитал суждение:сила воли инвалида -это слабость.Парадокс?

 Нет.Понятия силы и слабости зачастую извращены.Когда человек молча,харкая кровью,что то там "преодолевает" и вымученно улыбается аплодирующей его "героизму" публике,это у нас называется силой воли.Я ненавижу,когда восхищаются моим собственным "преодолением".Ибо на деле эта самая "сила воли" - слабость.Ведя себя так, "герой" признаёт то,что нельзя терпеть.А когда человек начинает возмущаться, проклинать, протестовать,-он,видите ли,слабак и нытик...

 Призываете не преодолевать?

 Я против того,чтобы инвалидам создавали новые трудности для преодоления: при получении образования,устройстве на работу и т.д. Хватает и тех,которые создаются самой инвалидностью.Со студенчиских лет я протестовал против идеи,что мы,инвалиды,обязаны "преодолевать".Все наоборот. Это общество должно преодолеть свое лицемерие и сделать так,чтобы для нормальной жизни от инвалида не требовался каждодневный подвиг.

/Справка/

А.В.Суворов родился в 1953 году в г.Фрунзе.В три года у него пропало зрение,в 9 лет наступила глухота.С 11 лет он жил и учился в Загорском детдоме для слепоглухонемых детей.Потом с тремя другими воспитанниками вошел в экспериментальную группу для обучения на факультете психологии МГУ.Суть эксперимента заключалась в том,чтобы впервые в СССР дать высшее образование слепоглухим.Окончил университет в 1977-м,защитил кандидатскую(1994) и докторскую(1996).Автор статей по психологии и нескольких книг,в том числе сборника стихов "Достоинство в склепе".Лауреат всевозможных медалей и званий.Самой дорогой наградой сам Суворов считает медаль Ордена милосердия за победу во всероссийском конкурсе "Добрая дюжина" по результатам детского голосования.Профессор Московского психолого-педагогического университета Российской академии образования.

 Как изменилось отношение к инвалидам в последнее время?

 Ухудшилось.Все последние нововведения бьют по социально незащищенным.122-й закон нас разобщил.Раньше по всей стране были одни и те же льготы.Пользуясь ими,особенно транспортными,инвалиды могли ездить в гости друг к другу,как-то обьединяться.А теперь стоит выехать из Москвы-и никакого бесплатного проезда.

 Но ведь в СССР инвалидов как бы не существовало.Вспомнить хотя бы позорную кампанию,когда после войны калек-фронтовиков высылали из городов,с глаз долой.

 Я читал про Валаам,куда отправляли безногих и безруких.Но что лучше -устроить резервацию для калек на Валааме или для каждого в собственной квартире?Еще вопрос,какую из них сам инвалид предпочел бы.Мне кажется,резервация,когда вокруг стонущие от тебя родственники,гораздо хуже,чем Валаамская.Там хотя бы никто не вздыхает: "Хоть бы ты сдох поскорее,устали- сил нет".Я тоже такого наслушался от сестры,которая недавно умерла.

 Когда вы один на улице,часто подходят люди,чтобы помочь?Вообще,какие мы,здоровые?

 Советскую власть стоит помянуть добрым словом:тогда с предложением помощи ко мне подходили гораздо чаще.Хотя и сейчас подходят.Летом я заблудился:все не такое,как помнишь со старых времен.Так вот,голый по пояс дядька,прочитав плакат,что я глухой и слепой,не успокоился до тех пор,пока не проводил меня до дома.В общем,люди есть разные.Однако дискриминация проявляется не в этом.А,например,в том,что в электричках и автобусах понаставили турникетов-мышеловок-не пройдешь.Я "карточкой москвича" не могу пользоваться самостоятельно.Еще и за такой помощью приходится обращаться.

 Табличку показываете,если попадаете в кризисную ситуацию?

 Нет,она всегда висит на шее,если я один.Сам к людям не лезу.Показываю,кто я и как со мной обращаться.А дальше люди сами решают.Если их одолевает любопытство и они хотят поговорить,я очень рад,общаться всегда готов.Если не идут на контакт,не навязываюсь.Но моменты для общения возникают.Например,в поезде проводник собирает билеты.Ему приходится преодолеть страх и написать на моей ладони слово "билет".А если попутчики- дети,то быстро сходимся.

-Один раз сосед по вагону кричал: уберите этого человека от меня,кто он такой,что это за ужас,у меня же ребенок! -это вступил в разговор переводчик Олег Гуров. - А иногда,наоборот,сразу хватают:давайте мы ему поможем,будем следить,в туалет проводим,накормим.Но чаще просто игнорируют.,будто его и нет.Бывает,сами проводники закатывают истерики...

Мы сидим у Суворова на кухне.Олег переводит вопросы с помощью дактильной азбуки: определенная фигура из пальцев- отдельная буква.Александр Васильевич прикасается к пальцам Олега и ладонью "считывает" слова.Отвечает голосом.Закончив ответ,протягивает руку в мою сторону,чтобы я дотронулся. - По прикосновению он чувствует реакцию собеседника, - поясняет Олег.

 По сравнению с людьми слепоглухими от рождения вам легче или сложней?

 Слепоглухие от рождения обречены на пожизненный уход.Я тоже нуждаюсь,но я сам определяю,как мне жить.А им и в голову это не приходит.Они ничего другого не знают.Ослепшим и оглохшим тяжелее в том смысле,что они осознают свое положение и переживают.Но в то же время они имеют стимул для того самого преодоления- стремление тянуться к другим людям и жить среди них.Социально они оказываются лучше адаптированными,более полноценными членами общества.

 Судя по вашим стихам,мысли о самоубийстве возникали не раз?

 Я пришел к выводу,что кандидат в самоубийцы- это тот,кому не все равно,КАК жить.Кто не может не торговаться с Богом: вот так я жить согласен,а так- ни в коем случае.Я и торгуюсь всю жизнь: хочется,видите ли,даже в условиях склепа- слепоглухоты- жить достойно.Я категорически не хотел существовать ради существования.Всегда хотел жить полноценно,осмысленно,творчески.До сих пор это удавалось.Но угрозы такой жизни возникают переодически:угроза оказаться в четырех стенах,потерять контакты с людьми,потерять возможность творчества.Если эти угрозы реализуются,единственное,на что я согласен,-именно самоубийство.Прозябать,цепляться за существование,висеть гирей у всех на руках- я так не хочу.

Но это же грех.

 Наплевать.С Богом на эту тему мы ещё поговорим.Ужасно тяжело быть только обьектом обслуживания и не иметь возможности быть полезным.Пока мне удавалось в большей или меньшей степени приносить пользу.Я получаю по мэйлу признания,что людям помогает справляться с трудностями сама мысль обо мне. "А Суворову,наверное труднее",- думают они и начинают меньше сетовать на судьбу.Недавно получил письмо от учительницы,У неё были профессиональные трудности,она даже начала терять часы в школе.Потом стала заходить на мой сайт перед тем,как пойти на урок.За вдохновением.И на волне этого вдохновения преподовала.Теперь проблема прямо противоположная:она нарасхват в школе,ей предлагают брать все новые классы.И вот она пишет,что хотела бы меня отблагодарить.Но для меня самое ценное- признание полезности моих текстов.

 Что получилось с женщинами?Среди ваших стихов есть лирические посвящения дамам.

 Эти женщины были просто друзьями,других отношений не было.О женитьбе речь никогда не заходила.Я,во всяком случае,не собирался решать эти проблемы,занятый своим творчеством.Роль всероссийского "Детской Вешалки" меня устраивала больше,чем роль счастливого отца семейства. Сублимация,если по Фрейду.Практически стопроцентная.Был и страх:я боялся,что за меня выйдут не ради меня самого,а ради квартиры,ради московской прописки,ради тщеславия- вот,мол,какая я милосердная.

 Были женщины,которых вы отталкивали?

 Да,несколько раз.

 Не пожалели?

 Нет.Они начинали жить вместо меня,начинали командовать моей жизнью,даже не считая нужным со мной советоваться.Постепенно вокруг меня нарастала изоляция.Начиналась регламентация моих отношений:с этими я могу дружить,с этими -не надо.Этого я не хотел.

 Откуда взялся титул "Детская Вешалка"?"

 Из письма,в котором меня приглашали в лагерь.Там подробно расписали мой режим и между прочим указали точное время,когда я должен "работать детской вешалкой".С тех пор я так и стал представляться ребятам.Они это с восторгом приняли и - висят.

 Что дети ищут   в этом общении?

 Всем нужно,чтобы их погладили по головке,выслушали...Но не сразу и не каждому доверяются.А я представляюсь "Детской Вешалкой",и ко мне идут. Начинается "амбулаторный прием".Просят совета в своих отношениях друг с другом,с родителями.Если бы я знал,что посоветовать...Сам дурак,сам мучаюсь.Расспрашиваю,вместе анализируем.Я им помогаю в том же,в чем и они мне,- жить.Понимать идиотизм окружающего мироустройства и не то что принимать этот идиотизм,но как то выкручиваться с учетом его.

 Как вы пришли к такой деятельности?

 Это началось 22 марта 1981 года,когда я впервые после МГУ приехал в Загорский детдом не нанесколько часов,а на все каникулы.Могу даже назвать час:четыре часа дня,время полдника.Я вошел,и ребятишки меня так облепили,что,потрясенный их жаждой общения,я в один миг переоценил все свои ценности.Если раньше смысл жизни для меня заключался в творчестве,то с этого дня на первое место вышла моя любовь к детям.Это довольно странно,но факт:в детстве я детей не любил и боялся,а когда вырос- обрел в любви к ним главный смысл жизни.Хотя,казалось бы,логичнее было бы окончательно замкнуться в своем "уединенном труде души".

 Главным плодом "труда души" в профессии стала ваша теория совместной педагогики?В чем ее суть?

 Я изобрел велосипед,а именно -пришел к выводу,что главная причина задержки развития слепоглухих- дефицитт общения.Ослабить его можно,только организовав целенаправленное общение со здоровыми сверстниками.Без этого слепоглухого нельзя подготовить к более или менее самостоятельной жизни.Его надо научить общаться и дружить,это даже важней,чем профессия.Над этим и работаю.Теперь я научный руководитель всей этой работы в Детском ордене милосердия,и не только там.Еду,куда ни позовут.Но,подчеркиваю,речь идет о внеклассном общении.Я против учебной интеграции.В образовании я за индивидуальное обучение,в идеале- домашнее,когда учитель живет с учеником.

 Но так построить систему образования нереально?!

 Реально.Если есть средства -дай Бог каждому.На таких принципах построено обучение в школе Перкинса в Бостоне.Это школа слепых,где есть отделение для слепоглухих.Каждый учитель занимается только с одним ребенком.Такой же подход хотели внедрить и в Сергиевом Посаде.Для этого там нужно утроить педагогический штат.Но на это нет денег.А американцы деньги нашли.

 Что такое Детский орден милосердия?

 Общественная организация с отделениями по всей стране.В ее рамках проходят занятия "Школы взаимной человечности".Приезжают ребята из разных городов.Им рассказывают про инвалидов,возят в учреждения для инвалидов.Нередко подросток,вернувшись домой,создает в своем городе отряд милосердия или клуб общения.

Верх моих мечтаний- разработать программу воспитания человечности с первого по выпускной класс общеобразовательной школы.Такой наказ я получил в 1999 году от ордена милосердия.Тогда я ответил,что вряд ли это по плечу всей академии образования,но делать это надо,и сколько хватит моих сил-буду делать.

 

 

 

 



Рейтинг@Mail.ru
Besucherzahler dating services
счетчик посещений